ПСИХОПЕДАГОГИКА

 

 

 

 

Глава 1

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Глава 5

Глава 6

Глава 7

Глава 8

Глава 9

Глава 10

Глава 11

Глава 12

Глава 13

Глава 14

Глава 15

Глава 16

Глава 17

Глава 18

 

Глава 1.

1.7. ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Сайт о копирайтинге для копирайтеров и рерайтеров.

Сайт о таунхаусах эконом класса

townhouss.ru

best-town-hous.ru

aaronhouse.ru

До сих пор речь шла о типах научения, свойственных большинству животных. Правда, иногда обсуждалось научение, свойственное более высокоразвитым типам млекопитающих и обезьянам. Но к какому бы виду животного мира ни относился обучающийся, основные принципы научения сохраняются. Всякое научение проявляется в изменении поведения организма и представляет собой результат овладения новыми особенностями окружающей среды. Таким образом, изменение в поведении, обусловленное изменениями в окружающей среде, сохранится до тех пор, пока окружающая среда сохранит свое измененное состояние.

Но не все виды в равной мере способны изменить свое поведение. Как уже отмечалось, очень простые организмы мало что могут изменить в своем образе жизни. Поэтому никакие усилия не помогут обучить одному и тому же типу деятельности различные виды животных, если различия между этими видами не принимаются в расчет. В этом смысле природа обучающегося является важным фактором, который необходимо учитывать в экспериментах по научению и в обучении самом по себе. Но если наше предпочтение обучать езде на велосипеде человеческое существо, а не дождевого червя вполне можно обосновать ссылкой на межвидовые различия, то внутривидовые различия требуют совершенно иного типа исследования. Различия между представителями одного и того же вида не могут быть той же самой природы, что и различия межвидовые, поскольку основные различия между здоровыми представителями одного и того же вида почти всегда есть результат предшествующего обучения этих представителей. Поэтому, хотя мы не видим смысла в обучении езде на велосипеде червя, обучение данной деятельности нормального человеческого существа не кажется нам столь же безнадежным занятием. Однако вполне вероятно, что различия между обучающимися связаны с их предшествующим опытом обращения с механизмами иного типа, чем велосипед, но работа с которыми в различной степени развила их чувство равновесия. Следовательно, прежде чем мы посадим этих людей на велосипеды и поставим перед ними проблему научиться ездить на них, нам необходимо учесть их различный предшествующий опыт и уже в соответствии с этими данными планировать вмешательство в сам процесс научения.

Я думаю, с внутривидовыми различиями связано одно очень серьезное заблуждение, которое разделяют достаточное число психологов и педагогов. В сущности, все свое время эти специалисты посвящают выявлению различий между индивидами, а различия в научении объясняют обнаруженными индивидуальными различиями. Слишком редко они обращают свой критический взор на сам способ обучения, чтобы увидеть, в какой степени эти различия могли бы объяснить разницу в научении. В этой книге доказывается, что хотя нам и не следует упускать из поля зрения индивидуальные различия обучающихся и хотя мы все принадлежим к виду, допускающему по сравнению с остальными видами более значительные индивидуальные различия, тем не менее мы все — представители одного и того же вида, а значит, больше похожи друг на друга, чем отличаемся один от другого. В своих поисках способов улучшения научения человека мы нуждаемся в гораздо более тщательном изучении процесса обучения, чем это делалось до сих пор (R. Glasser, 1972).

 

 

Глава 1. ОБУЧАЮЩИЕСЯ, УЧИТЕЛЯ, ПСИХОЛОГИ

1.1. Виктор

1.2. Вошоу

1.3. Научение и обучение

1.4. Экспериментаторы и учителя

1.5. Обучение, как решение проблем

1.6. Руководство научением

1.7. Обучающиеся

1.8. Учителя

 

Глава 1. ОБУЧАЮЩИЕСЯ, УЧИТЕЛЯ, ПСИХОЛОГИ

1.1. Виктор

1.2. Вошоу

1.3. Научение и обучение

1.4. Экспериментаторы и учителя

1.5. Обучение, как решение проблем

1.6. Руководство научением

1.7. Обучающиеся

1.8. Учителя